Подавляющее большинство колористов колерует краску согласно тем известным правилам, которым учат в соответствующих пособиях по колористике. То есть, синий плюс жёлтый равно зелёный. И чем ближе один к другому смешиваемые цвета находятся на цветовом круге, тем чище получается цвет. Соответственно, чем дальше - тем грязнее и метамернее. Но толком не объясняется, почему так происходит.
Давайте поговорим об истинных законах цветосмешения.
Начнём с того, что у каждого пигмента свой набор волн которые он отражает, и эталонно чистых пигментов не существует.
И известный цветовой круг помогает понять природу смешивания пигментов, но никак не определяет законы возникновения цветов.
Любой цвет - всегда с примесью большинства остальных цветов, каких-то в незначительной мере, и каких-то - в более значительных количествах.
Помните: любой пигмент "в чистом виде" уже сам по себе метамерен, благодаря примесям других частей спектра.
И чем больше пигментов содержится в краске, тем метамернее она будет. Даже если все эти пигменты - "соседи" по цветовому кругу.
Это - хорошее объяснение колористам, возмущающимся почему не публикуют их формулы из двадцати пигментов.
Наше зрение несовершенно, и не способно различать в смеси одновременно все цвета включая противоположные, поэтому мы видим преобладающие волны, которые отражаются от такого результата смешения. Примерно так же, как не услышим шёпот при громкой музыке, и не услышим работу трансформатора во время сирены.
Поэтому если смешать (в Spies Hecker) синий кобальт 552 с ярко-жёлтым 528, то получившийся цвет будет мало чем напоминать зелёный. Скорее, метамерную грязь с чуть зеленоватым оттенком, при разных источниках освещения меняющую цветовой оттенок от синего к жёлтому, и даже красному.
Или тот же оранжевый может существовать как в чистом виде (насколько это возможно), так и в виде его метамерной "подделки", получаемой за счёт смешения красного и жёлтого. При солнечном освещении они будут неразличимы, но при освещении другими источниками света - абсолютно разными. Подделка под обычной лампой накаливания - по максимуму будет возвращать жёлтый спектр, а под люминесцентной - красный. В то время как оранжевый пигмент - под любыми источниками будет отражать эти части спектра по минимуму.
Это обусловлено набором отражающихся волн. У каждого пигмента, помимо основного цвета, присутствуют в разных пропорциях другие цвета. И при смешении пигментов часть подавляется за счёт естественного "противоборства противоположных цветов", и в результате мы видим те отражённые волны, суммарное количество которых больше в этих двух пигментах вместе взятых (схематично - на рисунке).
Но при этом ожидаем неприятного результата под любым из источников освещения, чей спектр отличается от дневного солнечного.
Этим можно объяснить неприятность, когда порой при смешивании двух готовых чистых красок одного цвета, но с разными формулами - в итоге получаем цвет гораздо грязнее.
Кому это стало интересно - советую прочитать книгу Майкла Уилкокса "Синий и жёлтый не дают зелёный": https://yadi.sk/i/iiDhNDRetvqt4
Давайте поговорим об истинных законах цветосмешения.
Начнём с того, что у каждого пигмента свой набор волн которые он отражает, и эталонно чистых пигментов не существует.
И известный цветовой круг помогает понять природу смешивания пигментов, но никак не определяет законы возникновения цветов.
Любой цвет - всегда с примесью большинства остальных цветов, каких-то в незначительной мере, и каких-то - в более значительных количествах.
Помните: любой пигмент "в чистом виде" уже сам по себе метамерен, благодаря примесям других частей спектра.
И чем больше пигментов содержится в краске, тем метамернее она будет. Даже если все эти пигменты - "соседи" по цветовому кругу.
Это - хорошее объяснение колористам, возмущающимся почему не публикуют их формулы из двадцати пигментов.
Наше зрение несовершенно, и не способно различать в смеси одновременно все цвета включая противоположные, поэтому мы видим преобладающие волны, которые отражаются от такого результата смешения. Примерно так же, как не услышим шёпот при громкой музыке, и не услышим работу трансформатора во время сирены.
Поэтому если смешать (в Spies Hecker) синий кобальт 552 с ярко-жёлтым 528, то получившийся цвет будет мало чем напоминать зелёный. Скорее, метамерную грязь с чуть зеленоватым оттенком, при разных источниках освещения меняющую цветовой оттенок от синего к жёлтому, и даже красному.
Или тот же оранжевый может существовать как в чистом виде (насколько это возможно), так и в виде его метамерной "подделки", получаемой за счёт смешения красного и жёлтого. При солнечном освещении они будут неразличимы, но при освещении другими источниками света - абсолютно разными. Подделка под обычной лампой накаливания - по максимуму будет возвращать жёлтый спектр, а под люминесцентной - красный. В то время как оранжевый пигмент - под любыми источниками будет отражать эти части спектра по минимуму.
Это обусловлено набором отражающихся волн. У каждого пигмента, помимо основного цвета, присутствуют в разных пропорциях другие цвета. И при смешении пигментов часть подавляется за счёт естественного "противоборства противоположных цветов", и в результате мы видим те отражённые волны, суммарное количество которых больше в этих двух пигментах вместе взятых (схематично - на рисунке).
Но при этом ожидаем неприятного результата под любым из источников освещения, чей спектр отличается от дневного солнечного.
Этим можно объяснить неприятность, когда порой при смешивании двух готовых чистых красок одного цвета, но с разными формулами - в итоге получаем цвет гораздо грязнее.
Кому это стало интересно - советую прочитать книгу Майкла Уилкокса "Синий и жёлтый не дают зелёный": https://yadi.sk/i/iiDhNDRetvqt4
Изменено: - 09.11.2016 03:42:54

